Куда едешь?
-На Папуа
-Ну, хорошо, тебе отдохнуть.
Звонок через пять минут
-Ты на карту смотрела?! Это же почти Австралия!
-Да почти, но не Австралия
-Ну хорошо , тебе отдохнуть.
Сомнения бродили даже по нашим рядам бывалых путешественников,путь-то не близкий.
Хотя чего уж там Миклухо-Моклай пешкой там всё исходил, а мы на самолётах, аж на четырёх!
Некоторые наши перелёты закончились не начавшись, отрезок пути Джакарта-Соронг, мы решили пролететь с авиакомпанией Мерпати, купили билеты и занимались другими делами, как вдруг авиакомпания решили разориться, сократить расходы до минимума и именно за счёт нашего перелёта Джакарта-Соронг, а обратный перелёт они оставили и штрафанули нас за сдачу не нужных нам обратных билетов.
Мы поменяли авиакомпанию, естественно переплатили за билеты, так как Мерпати решила нам всю сумму не отдавать, обратный-то рейс не отменили. Так что с убытками, поменяли билеты и в дополнение к денежным убыткам, мы лишились ночёвки в Джакарте. И так, у нас выходило 30 часов на дорогу, надо было мужаться.
Первые муки ожидания нам предстояли в Дохе, там 8 часов мы коротали в ORIX LONGE купили эту ночёвку в Москве 1300 рублей за 6 часов. Кресла довольно удобные, но не для сна. В нашем распоряжении были чай, кофе, разные газировки и пиво до 12 часов. Закуски тоже разные, душ и интернет, всё хорошо, но мучительно хотелось кровать, а её не было... Всё это включено в 1300 рублей.
9 часов полёта до Джакарты дались тяжело, нам предстоял марш-бросок до внутренних авиалиний, терминалы находятся от международных на значительном расстоянии. Нужно было найти загадочный жёлтый автобус который бы нас отвёз из международного в «домашний терминал».
График движения желтого транспорта был ни кому не известен, говорят что он всё-таки встречается, но видимо, занесён в Красную книгу, мы тратили драгоценное время, а его так и не было.
Решили добираться на такси, такси в этих краях очень странные, какие-то полулегальные, так как спокойно сесть и погрузить своё добро в такси не удалось ни кому, они быстро забрасывают вещи как попало и срываются с места, как с пит-стопа Формулы один.
Как оказалось, за ними гоняются полицейские и этот «таксовый» бизнес в аэропорту Джакарты не очень легальный.
На Катарских авиалиниях мы решили проблему перевеса при помощи карточек «клуба привилегий» а вот для полёта на Сривайя (это так авиакомпания называется) у нас не было таких преференций.
Перевес сразу облегчил наш запас местной валюты сократив его на половину.
Так же за перелёт на местных авиалиниях собирают налог 40.000 рупий с человека, почему его не включить в билет не понятно. Хотя авиакомпания может его «зажать», а тут государство сразу получает с пассажира "свои законные".
В аэропорту мы разменяли по 100$ ,нам в общем хватило на все пошлины и перевесы в оба конца.
До порта Соронг мы доехали как небольшая партия разбитых корыт, которая мечтала об одном, СПАТЬ!
Действие дорожного адреналина стало ослабевать и уже срочно нужно было принять горизонтальное положение.
Только после нескольких часов отдыха наступил момент встречи с заповедником, пока дайвер спит, яхта идёт и проснулись все уже среди бархатных зелёных островов, бирюзовых лагун и белых песков уникального заповедника Раджа Ампат.
В этих краях не знают про изобретение динамита, тут рыбу ловят удочками или вообще руками и только для еды. Это самый центр кораллового треугольника охраняется ЮНЕСКО, в заповеднике множество островов, но далеко не все обитаемые. Если и обитаемые то не везде есть такие признаки цивилизации как одежда.
На некоторых островах живут общины, они одежды не носят, дамы украшаются нарисованными грязью горошками по всему телу, мужчины, надевают своеобразные трубочки, на своё хозяйство, чем трубочка длиннее, тем важнее персона перед вами. Есть ещё перья натыканные по всему телу куда можно воткнуть перо туда его обязательно воткнут.Дети бегают без горошков и без трубочек. Трубочка называется катека, бывает праздничная, так сказать"на выход" с перьями на конце, а бывает обыкновенная на каждый день. Людей они уже не кушают, а кушают свиней, причём зарывают их в яму с углями , даже не потрошат.
Маленьких поросят женщины племени кормят своим молоком. Что бы поросяты были здоровее,но нужно сказать их свиньи отличаются от наших, они у них мелкие и худые, молоко не помогает.
Это было лирическое отступление для тех кто хочет задать вопрос видела ли людоедов, ДА видела, НЕТ не едят..
И сразу ответ на второй вопрос , да Кука съели в этих краях, но немножко дальше вглубь острова Новая Гвинея.
Теперь про дайвинг.
Сафари по северу Раджа Ампат обещает встречу с гигантскими мантами на знаменитом сайте Манта Сенди. Естественно ждали и встречу с Бабигоном, это такая древняя акула, которая больше почти ни где не водится, любители макро надеялись посмотреть Пигмисихос, малюсеньких морских коньков живущих на ветвях кораллов. Почти всю программу сефарийцы выполнили, кроме мант.
Посадив друзей на борт Бидадари, я отправилась в Дайвинг лодж, один из четырёх отелей в заповеднике. От порта дорога занимала от 2 до 2.5 часов. Добравшись до отеля я тоже пару часов порадовалась встрече с подушкой. Проснувшись, я обнаружила, что день продолжается и можно пойти на чек-дайв. У меня было в золотом запасе 24 погружения на две недели, сразу скажу мне их не хватило, пришлось докупать.
Чек дайв прошёл в рабочем режиме, я определилась с весом и пошла осматривать изумительной красоты риф, как я сейчас понимаю самый простенький, как раз для чек дайва. Но уже на нём я посмотрела мелких коньков и считаю что он прошёл не зря.
НА следующее утро состоялась моя историческая встреча с гигантскими мантами.
Мы подплыли к Манта сенди этот сайт является одним из самых популярных сайтов в этих краях, утром там уже была очередь из лодок с дайверами, мы сделали круг и приняли историческое решение нырять на секретном сайте Манта рич, он в последствии оправдал своё название. Там было по-богатому с мантами. Как только мы упали и двинулись к кромке рифа через который переливается нисходящее течение, нас догнала манта и исчезла в глубине. На рифе мы закрепились крюками и стали ждать, не долго мы жали как компания из пяти мант 4 белых и одной чёрной пришла на риф, заметив наши восторженные пузырьки они подошли к нам и общались доступным им образом, кувыркались на пузырях, проходили над нами очень низко как хороший межгалактический корабль зрелище фантастическое, некоторых из нас манты по трогали, если её не хватать а вытянуть руку, то она заденет вас крылом деваться ей некуда. К моему удивлению манты тёплые и шершавые. Всплыли на сухих баллонах, так не хотелось от них уходить. Пока я была в заповеднике мои встречи с мантами были регулярными, примерно через день. Единственное что отравляло общение с мантами, это огненные кораллы, которыми покрыт весь склон, после погружения все открытые участки кожи были в красных пупырышках и дико чесались. Главное не чесать и не разносить, прошли через две недели без медицинского вмешательства. Из-за сильных течений, нужно всё время прижиматься к рифу, а на нём и растут эти кораллы, но благодаря течениям здесь огромное количество рыбы, она вся ходит косяками. Второй удивительный риф это Чикен риф, назвали так из-за дайвера который первым рассказал, что из-за скопления чёрных травалли, там много акул, рифовые серые ,бело и чёрно плавниковые и когда он погрузился акулы проявили интерес и к нему, в этот момент он почувствовал себя цыплёнком, после этих его рассказов риф назвали Чикен. Да, акулы там определённо есть и стаи сардин тоже. В этом погружении мы посмотрели Бабигона, очень странная акула, да и акула ли это, у меня большие сомнения.
Чикнен риф входит во многие мировые рейтинги, сразу скажу, что удалось посмотреть все 4 самых популярных сайта в Ражда Ампат на которых и базируется заповедник, они входят в мировые Топ листы в первой тридцатке всегда и есть за что. Удивительные коралловые сады, оправдывают название сердце кораллового треугольника. Следующий сайт Сардин риф, тут сардины образуют клубки за первое погружение я насчитала пять больших клубков, как следствие там стоят косяки барракуд которые терпеливо наблюдают за хороводами сардин. Зрелище завораживающее. Второе моё погружение на Сардин риф было неудачным, нам достался двоечник в качестве гида и мы сбросились с некоммерческой стороны рифа и получили жёсткий дрифт над коралловыми зарослями, но из всего можно извлечь пользу, так как с этой стороны сильное течение дайверов тут как видно не бывает и вообще ни кто не суётся, сады расцветают во всём великолепии,нам даже встретились акула, черепаха и стая барракуд,но увы с этой стороны Сардиний риф без сардин.

Блю меджик очень модный сайт, прекрасный коралловый сад и всё там есть и Бабигоны, и коньки множество коралловой рыбы, почти нет течения в солнечную погоду очень живописное место.
Огромное скопление разной рыбы,настоящая уха при чём царская.

Кип кри вот уж сайт чего там только нет, и акулы и травалли, сардины, барракуды, всякое макро в больших количествах и стаи шишкоголовых попугаев, мимо меня прошла стая порядка 40 особей от огромных до ещё маленьких подростков.
Как стадо бизонов, они даже муть со дна подняли, самые крупные были, мне кажется метра, по полтора в длину, когда я насчитала тридцать, я стала менять место и сбилась со счёта, думаю было сорок не меньше, я в таких количествах их ни когда не видела.
Как я и сказала, что чередовала свои погружения с любимым сайтом Манта рич, и всегда там были манты, течение то сильнее , то слабее не поняла закономерности, то сильное утром, то наоборот днём сильнее. Так прошла неделя и наступило 23 октября, нужно встречать моих друзей с сафари, подъём в 5 утра и поездка в Соронг, куда пришла яхта. Всех встретила и ещё 2 часа до отеля из-за шума двигателя разговаривать было сложно, но выпивать за встречу вполне возможно. Нарезали из бутылок от воды стаканчиков и скоротали два часа на лодке. В Раджа Ампат алкоголь купить невозможно, ни за какие деньги, только то что привезли с собой. Когда в баре отеля кончилось пиво, все совсем загрустили, как объяснили служащие отеля, их лодку тормознули полицейские обвинили в контрабанде и всё отняли.
Так что если нужно вечером расслабляться нужно везти алкоголь с собой.
Сухого закона нет, но и винных магазинов тоже нет, в супермаркетах в Соронге тоже не продают, есть какая-то специальная база где можно закупить пиво местного разлива.
У местных жителей говорят нет иммунитета к алкоголю их поить нельзя...а у нас есть иммунитет, мы за что пострадали? Ну да ладно мы продержались на запасах из Дохи.
Местные жители очень дружелюбные их ещё не развратил туризм, наши гиды и персонал в отеле русских видели впервые. Перед приездом моих друзей все разучивали русские слова, плохому не учила,только приличные слова писала латиницей, а персонал старательно учил. Как только наши ступили на за пристань, все сразу сказали всё что выучили, чем удивили нашу компанию, народ сразу скажу старательный всё выучили. Вечером дружились с немцами, с которыми я уже неделю от ныряла и они мне были уже родные, немцы тоже подучили пару слов по русски сразу завоевали сердца моих друзей. Вечером играли в карты с использованием английского,папуанского, немецкого и русского языков. После сафари ещё сохранилось сало, которым мы угощали наших немецких товарищей и старательно объясняли что это « SALO is located in pig after skin before meat» немцы были потрясены нашим объяснением, про место расположения сала в свинье. Сала хватило на две «сальные вечеринки» с джином, который купили для защиты от малярийных комаров. Комары были, но отдельные особи и совсем не малярийные. Таблетки пить ни кто не стал, кроме меня, да и правильно сделали.
На второй день пребывания в отеле и моих рассказов о мантах, было решено идти снова на Манта рич, но гид нас отговорил и отвёл на Манта сенди, где мант нет, я это говорю совершенно ответственно три погружения и ни одной манты я там не видела. Утром начался дождь, это нас ни когда не останавливает, приходим на Манта сенди, просидели на песке 40 минут, решили всплывать, второе погружение на Манта рич. Вот где ужас,на Манта рич ни одной манты, так не бывает!
Я так хотела показать манту, я была уверена, что там манта всегда, но увы... Следующее уже солнечное утро и поход на Манта рич, мата всё-таки пришла, одна но пришла на долго, что все смогли её поснимать и кружилась и кувыркалась, всё счастливо завершилось по мантам теперь зачёт.
Отдельный рассказ про мандариновую рыбу.
У нас под пристанью жила мандариновая рыба и не одна. Сразу скажу рыба редкая, не всем так везёт, у нас под пристанью их было несколько семей, которые вылезали из своих норок на закате. Снять на камеру, нужно измудриться, так как на закате уже нужно включать фонарик, а как только на неё падает свет она вильнув хвостом уходит снова в норку.
Фотографий получилось очень мало, но они есть, по мандаринкам у нас тоже зачёт)
Во время нашего пребывания в отеле, проходили соревнования подводных фотографов, какая уже говорила, Раджа Ампат царство макросъёмки. Огромные объективы, мощные фонари и это всё что бы снимать козявочек. Вообще тут каждый найдёт себе объект по сердцу.Когда спустя неделю мои друзья присоединились ко мне , я уже изучила все хитовые сайты которые есть в этом регионе.
Жители Папуа исключительно дружелюбный они были диковинкой для нас а мы для них. Они мало что знаю о России, снег вообще не понятно что такое, а лёд бывает в стакане с виски, вот и все их познания про холод. Отель наш расположен у подножья горы поросшей не проходимыми джунглями. В последний день, группа отчаянных исследователей решила всё же по пробовать взобраться, не тут-то было. Тропические ливни шли еже ночь но, и под крышей из листьев земля не высыхала ни когда, склоны были совершенно скользкими, взобраться не удалось.
Есть ещё одна замечательная особенность у местных островитян они находясь на воде на любом транспортном средстве, начиная от самодельных лодок заканчивая сухогрузами, приветствуют друг друга, радостно машут руками. Мы тоже обвыклись с этой традицией и были готовы махать всем кто на воде включая мышей на арбузной корке.
Дорорга домой, оказалась гораздо легче, чем путь от Москвы до Соронга. Когда я бронировала сафари для своих друзей год назад, в заповеднике были аккредитованы порядка20 яхт, на сегодняшний день их около сорока. Исключительно динамично развивающийся дайвинг-регион.
На обратном пути из Соронга до Джакарты сбор за пользование местными авиалиниями почему-то составил 16.000 рупий а не 40.000.
Самолёт наш в Джакарту опоздал на полтора часа и наше пребывание в столице Индонезии сократилось до четырёх с половиной часов, гид с автомобилем нас дождался, но автомобиль не был рассчитан на такое количество сумок сколько мы возим с собой. Кушать уже сильно хотелось из отеля мы уехали утром, а уже был вечер, а мы так толком ни чего и не ели. Пока ехали до центра Джакарты узнали что тут не дорогое жильё, и однокомнатную квартиру в новостройке можно купить за полторы тысячи долларов.
Красотой Джакарта не потрясла, все думали о еде, решили не смотреть на достопримечательности, а ехать сразу в ресторан.
Ресторан оказался местом весьма экзотичным, начиная с официантов, к слову сказать это было накануне Хелуина. Всем мастерски нарисовали шрамы на лицах, так что мы по началу пол думали, что тут на работу только с различными увечьями принимают на работу.
Потом нам сказали, что Хелуин и всё встало на свои места.
Нас ждал очень приличный шведский стол, но самое удивительное это оформление ресторана и туалетов в ресторане. На стенах как в самом ресторане, так и в коридорах,так и в туалетах нет свободного места, всё завешано фотографиями различных знаменитостей всех времён и народов. После первого подхода к шведскому столу и пары рюмок виски, мы отправились осматривать это своеобразное фото- биеннале.
В Дамском туалете вообще был удивительный подбор фотографий обнажённых знаменитостей, боюсь предположить что было в мужском, но самое впечатляющее это Жан-Поль Бельмондо в лучшие годы пристально смотрящий тебе в глаза непосредственно напротив унитаза, прошу прощения за подробности, но это же надо так было подобрать фотографию!
Напоследок мы сделали несколько фотографий на фоне знаменитостей и поспешили за сувенирами в последний из работающих магазинов. Скупили все имеющиеся магниты со словом PAPUA и поехали в аэропорт. Без особых приключений сели в самолёт, дальше проще, уже хорошо знакомые Катарские авиалинии, Доха и наконец холодная Москва. До следующей поездки пол года, но как только заканчивается одна , сразу начинаешь думать о следующей и это непрерывный процесс. Год проходит от дайвинга до дайвинга.