После поездки на Комодо, уже прошло пол года и у всех чесались ласты и сохли жабры.
Дайверы грядки не копают, они бороздят моря и океаны и по-тому майские праздники были отданы Красному морю и постреволюционному Египту.
Отъезд из Саратова 29 апреля,а 30 ого уже мы слушали гудения яхтенного мотора и шум волн за бортом!
Наш маршрут по Северным рэкам (wreak) и рифам Красного моря, начинался в Хургаде, на новой Спорт марине, марина это место парковки яхт, это так что бы не было "непоняток".
Рэки это затонувшие объекты, как правило, суда, но бывают и самолёты и даже танки.
Температуры воды настораживает на поверхности +23 градуса, а сколько под водой?
Мы решили приодеться до отъезда из порта,нас ожидала прогулка по городу и разнузданный дайверский шоппинг.
Самое непривычное для тех кто много раз был в Хургаде это полупустые улицы, закрытые кафе и лавки с товарами, революция нещадно прошлась по курорту. Последствия революции поджидали и нас и на яхте, а пока мы посидели в очень приличном рыбном ресторанчике, опять же приличном по египетским меркам. Обед наш был включен в стоимость сафари, далее мы "скупились" алкоголем, так как на яхте его просто не держат. Забегая вперёд скажу алкоголя хватило, рассчитали дозу правильно, а покупали его не из-за пьянства, а для "сугрева", вода то +23 а после ночного уже совсем холодно, солнце закатилось, ветер поднялся и хоть караул кричи!
В дайверском магазине, мы сделали выручку за все революционные месяцы, шлемы сразу кончились, лайкру всю вымели, и другие виды поддевок, перчатки и на сдачу кучу дейверских фенечек, стробоскопов, шумелок, сопелок, держалок и прочей мелочёвки, хозяин магазина только успевал поворачиваться.
«Снаряга» в Египте однозначно дешевле, ну мы ей и порадовались.
На яхте нас ждал сюрприз, из-за революции имеют место перебои с топливом и мы в них попали...
В море вышли только на следующий день, дотянули до соседней заправки, но сразу скажу, что программу погружений выполнили, наш простой отразиться только на нашем кислом настроении, мы то уже были готовы жабры промочить и купать свои обновки, а пришлось ошиваться по яхте. Сказано- сделано, наш руководитель сафари гид и инструктор Сергей Кириков, человек слова, сказал всё отныряем значит так и будет.
Мы запаслись терпением кто в большей, кто в меньшей степени.,
пришли на первый риф где был чек-дайв с очень большим нетерпением.

Poseidon reef проверили всё ли работает... всё работает, можно переходить к основной программе. На втором дайве в это же день у нас был зачёт по сафари.

Риф Shab El Erg (Дельфиний дом) нас порадовал сразу, дельфины в «доме» были четыре штуки, мирно паслись чего-то ели со дна, они оказались очень большие в длину в полтора раза больше дайвера с ластами вместе. Увидев нас ,они как правильные дельфины решили с нами играть, водили хороводы вокруг нашей группы, гонялись друг с другом на перегонки, а мы совершенно счастливые наблюдали за этими удивительными созданиями, в середине дайва они ,как выяснилось позже, метнулись к нашей второй группе и хороводили вокруг них, потом снова вернулись к нам и проводили нас до выхода из воды, это погружение может по силе впечатлений соперничать с самым первым погружением в жизни, ни кто из нас так близко дельфинов раньше под водой не видел.
Остальная программа была исключительно по «железу».
Мы совершили переход на знаменитый риф Abu Nuhas у которого лежат обломки пяти судов, в разные годы они на него наскочили по разным причинам, видимо, что-то с ним не так с этим рифом.

Первый рэк Carnatic
Построен в 1862 г.
Затонул 13 сентября 1869 г.

На борту Карнатика было более 230 пассажиров и членов экипажа. Корабль перевозил консигнационную партию монет ценностью более 40 тысяч фунтов стерлингов, а также вино и Лондонскую содовую воду.
Путешествие началось удачно. Погода была хорошей, море - спокойным. И, возможно, все так бы и продолжалось, если бы не небольшая навигационная ошибка, из-за которой судно село на мель. Фактически, именно хорошая погода превратила эту историю в трагедию. На рассвете стало ясно, что судно прочно сидит на рифе, а море спокойно. Было принято решение, оказавшееся фатальным для пассажиров и членов экипажа, - провести на борту корабля вторую ночь. Работы по организации эвакуации разворачивались неспешно.
В 10.50 вечера корабль неожиданно раскололся на две части. В смятении 27 пассажиров и членов экипажа были снесены обломками и утонули. Выжившие сумели перетащить корабельные лодки через риф. Поджигая кипы хлопка, паля из ракет, они смогли привлечь внимание другого корабля - Суматры, который и принял их на борт.
Карнатик водоизмещением 1776 тонн и длиной 90 м, оставался неподвижным на коралловом склоне. Его передняя фок-нок-рея поднималась над поверхностью воды. Когда информации достигла Ллойда, было принято решение предпринять спасательную экспедицию .В состав экспедиции входили 2 водолаза. В этом и состоит символическое значение Карнатика для современных аквалангистов: именно на этом судне была проведена одна из первых успешных спасательных операций с использованием новой технологии откачивания воздуха и погружений в шлеме.
Более века назад погружение на затонувшее судно было трудным и опасным. В конце концов, один из водолазов, сумел достичь почтовой комнаты, где хранился груз золота. 25 октября 1869 г. первый сундук с золотом был поднят на поверхность. Всего было поднято 32 тысячи фунтов стерлингов. Возникает логичный вопрос: а как же остальные 8 тысяч?
Возможно, они и до сих пор находятся среди обломков Карнатика!
На протяжении нескольких месяцев Карнатик оставался на своем месте, на рифе, посещаемый лишь местными бедуинами, которые тащили все, что им позволяла достать техника свободного погружения. Но в марте 1870 г. поврежденный пароход соскользнул на морское дно. Скользя по дну, Карнатик раскололся на три части.
Мы золото не искали, смотрели корабль снаружи и прогулялись по коридорам, внутри есть ощущение нарушений простанства, там где дожен быть пол, стена, вернее борт, так как корабль лежит на боку, то вся геометрия в пространстве нарушается, теперь у большого количества рыб прописка в Карнитике.
Следующий рэк и судно ставшее добычей злосчастного рифа Абу Нахас Ghiannis D
Мы привязались к его трубе и пока ждали на поверхности когда можно будет делать следующее погружение, решили посноркать вокруг яхты и каково было наше удивление, что с поверхности виден почти весь Ghannis D ,который украшали колонны из пузырьков которые поднимались от регуляторов дайверов которые его обследовали пока мы чай пили, зрелище волшебное, мы даже решили, что корабль сверху красивей чем внутри, после того как на него сходили и так...

Ghanis D
Построен в 1969 г.
Затонул 19 апреля 1983 г
Судно налетело на риф и еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии. Но налетевший шторм довершил дело: корпус раскололся пополам и корабль погрузился на дно.
Среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, стоун фиши и даже скаты. Так что при плавании среди металлических конструкций надо соблюдать повышенную осторожность.
На пути из хорватского порта Риека в Джедда (Саудовская Аравия) и Ходейда (Йемен) с грузом древесины налетел на северо-восточный край рифа Abu Nuhas, предположительно из-за невнимательности капитана.
Самое впечатляющее вход в машинное отделение.
Корабль сильно наклонен, поэтому внутри него наши чувства снова вступают в противоречие друг с другом - органы равновесия предлагают одно «горизонтальное» положение, а глаза- другое вовсе не «горизонтальное». Ощущения незабываемые !

И следующая жертва рифа Abu Nuhas Chrisoula K
Грузоподъёмность: 3700 т.
Затонул 30 октября 1981 г.
B северо-восточной части рифа Abu Nuhas находится третье из четырех затонувших на рифе судов, известное также как «кафельный рэк». Каково же настоящее имя этого судна? Общепринято считать, что речь идет о Крисоула К. (Chrisoula К.)
Судно, направлялось в порт Джедда в Саудовской Аравии с грузом 3 700 тонн итальянского кафеля, 31 августа 1981 года село на мель с северо-восточной стороны Abu Nuhas.
На большом количестве упаковок кафелем и сейчас можно прочитать made in Italy
Судно шло на максимальной скорости без контроля со стороны капитана, который в это время отлучился в свою каюту, доверив управление одному из своих штурманов. Однако после детального изучения «кафельного рэка» можно констатировать, что носовая часть практически нетронута и цепь еще спускается из клюза, расположенного с правого борта.
Стоит также отметить, что видимость здесь практически идеальная. Постоянное переменное течение уносит прочь взвесь и планктон, поэтому для любителей подводной фотосъёмки это поистине находка!

На следующий день, нас ждал чечевичный рэк Kiman M
Судно «убилось» об северную часть Abu Nuhas

По заказу своей пароходной компании Kimon M. находился 12.12.1978 года с 4.500 т чечевицы на пути из Искандера/Турция в Бомбей/Индия недалеко от Shaab Abu Nuhas. Корабль натолкнулся на затонувший объект, лежащий на поверхности рифа, что это было есть много версий, но точно не знает ни кто. После этого столкновения затонувший объект полностью разрушился, разлетаясь на мелкие кусочки. Для корабля это столкновение также было ощутимым.
Сам Kimon M. находился ещё некоторое время на поверхности рифа, частично выглядывая из воды. Со временем он опускался всё ниже и ниже, пока совсем не скрылся с морской поверхности.
Груз чечевицы привлёк к нему огромное количество морских обитателей, пир-горой закончился и «демографическая ситуация» вокруг Кимона стабилизировалась и пришла к типичной в районе Abu Nuhas.

На второй дайв этого дня мы отправились к легенде Красного моря Тистельгорму
переход был не длинный,а к слову сказатьмы все уже активно начали учиться нырять на смесях, так что всё наше свободное время было повещено изучению таблиц и формул, дабы ускорить процесс для всех участников ,мы собирались в кают- компании и по очереди читали курс, при этом активно обсуждали прочитанное, наш инструктор давался диву и такой тяге к знаниям. К концу обучения моя подруга, физик по образованию вывела новую формулу для расчетов глубины погружений на найтроске, чем привела в полнейший восторг и удивление нашего видавшего виды инструктора.

Thistlegorm
Построен в 1940 г.
Затонул 5-6 октября 1941 г.

Самое известное судно, покоящееся в Красном море, это, пожалуй, английский паром Thistlegorm Корабль грузоподъемностью 5000 тонн, перевозивший военные грузы для Восьмой Британской армии, затонул, не успев совершить ни одного выстрела по врагу. В трюмах находился большой арсенал взрывчатки - противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты. На палубе корабля стояли два легких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза. Там же находились параваны - приспособления, внешне напоминающие торпеды, которые опускались за борт в опасных районах для защиты от контактных мин.
Пройдя вокруг Африки и оставив за кормой 12000 миль Атлантического и Индийского океана Тистлегорм 6 октября 1941 бросил якорь недалеко от входа в Суэцкий залив. Той же ночью он был обнаружен немецким самолетом Хенкель 111 и сразу же атакован. Две бомбы поразили кормовую палубу судна и взорвались в набитом боеприпасами трюме. В результате корабль переломился на две части и затонул на глубине около 30 метров.
Этот корабль обнаружила команда Жака Ива Кусто. Позже в своих очерках великий мэтр морей и океанов не раз восхищался величественной картиной затонувшего парома.
На вечном приколе осталось вооружение, которое перевозил Тистлeгорм: развороченные взрывом железнодорожные вагоны, паровоз, танкетки, тягачи, мотоциклы, грузовые автомобили, боеприпасы... Все это застыло в немом оцепенении, и лишь множество тропических рыб, поселившихся в его отсеках, нарушают покой. И, конечно, неутомимые дайверы...
Обязательно нужныфонари, хотя практически из любой точки грузовых отсеков виден свет и направление к выходу, но фонари всё равно нужны.Грузовые трюмы, пожалуй, представляют наибольший интерес при погружениях на Тистлегорм, так как они являются своего рода музеем военной техники времен Второй Мировой войны.
Находясь в трюмах мы услышали странный гул и стали переглядываться, что бы это могло быть...
Спросили у гидов, они тоже сознались, что слышали гул и признали, что мы не сумасшедшие и нам не показалось. Вечером, за ужином,этот гул стал причиной широкого обсуждения, сошлись на версии, что течения, которые достаточно сильные в этом месте, встречаются и их встреча так отражается на железном корпусе корабля.
Ещё мы заметили странную особенность, вся живность на Тистельгорме, очень впечатляющих размеров,начиная с мурен, заканчивая нудебранками.
На этом рэке мы задержались на четыре дайва,одни из которых был ночной. Как сказал Сергей, это будет выдающийся ночной дайв , так и оказалось, корабль преобразился в свете фонарей, стал ещё грандиозней, внутрь ночью мы не ходили, но и наружного осмотра было достаточно для неизгладимого впечатления, ночью на корабле проснулись другие обитатели ,которых, днём не увидишь.
От такой красоты не хотелось уходить, но у воздуха в баллоне есть свой предел и все пошли наверх.
Греться и обсуждать «одни из лучших ночных объектов в мире» не побоюсь этого слова.
Мы двинулись к «Летучему голландцу» Красного моря «Розали Моллер»

Пока были в дороге, приняли решение, что нужно учиться дальше пользуясь тем, что наш инструктор человек очень знающий и серьёзно относится к обучению студентов, мы вооружились печатным курсом спасателей, снова начали учится и применять на товарищах различные способы спасения и реанимации на воде и на суше. Товарищи безропотно терпели наши попытки их спасти, вообще весь курс был театрализованным и игровым, «спасательский перфрманс», у всех были свои роли, так как нас «спасателей» было 5 человек, половине из нас пришлось исполнять в воде роль жертвы, а другим их спасать и наоборот. для непарного спасателя пригласили добровольца. Подплывая к жертве спасатель не знает в каком она состоянии, жертвам задания выдавались в обстановке строгой секретности. Нужно понять или угадать что с дайвером и спасти жертву которая упирается всеми конечностями и не хочет быть спасённой.
На наши ночные и дневные представления собиралась посмотреть вся яхта,это же забавно как девчонки здоровых мужиков тащат к лодке, да ещё и пытаются делать им искусственное дыхание на плаву.
Всех спасли! Мы были молодцы, мужики нас спасли легко не особо напрягаясь.
Естественно на ходу учили только печатные материалы, практику проходили на стоянках, ночь и волнение на море помехами не считались.

Пролив Гобал Rosali Moller
Построен в 1910 г.
Затонул 7 октября 1941 г.
Судя по тому, что Розалии Моллер погибла через пару дней после Тистельгорма и тоже от обстрела двух Хенкелей 111, возможно в кабине пилота одного из них сидел «герой» уже потопивший Тистельгорм.
В свой последний поход судно вышло с грузом каменного угля из Уэльса и обогнув Южную Африку встало на якорь перед входом в Суэцкий пролив. 7 октября 1941 года Rosalie Moller была обнаружена и атакована двумя немецкими самолетами Хенкель 111. После взрыва авиабомбы корабль пошел ко дну.
Это действительно настоящий wreck, мечта любого дайвера, кто хотя бы раз побывал на затонувших кораблях и испытал непередаваемую гамму ощущений. Это нетронутый корабль длиной 108 метров и грузоподъемностью 3960 тонн стоит на дне на ровном киле. Действительно волшебный корабль, или так кажется из-за внушительной глубины, погружаться на него можно только дайверам сертифицированным на Deep, кроме глубины там ощутимое течение над кораблём. Видимость была прекрасная и «Летучий Голландец» Красного моря блистал во всём великолепии тёмно- синего бархата моря и серебре пузырьков воздуха.
. Я не объективна к этому судну, моё сердце осталось на нём!
Rosali Moller почти не разрушено , не разграблено , максимальная глубина 45-50 метров доступная только техническим дайверам, мы так глубоко не ходили остановились на 30 метрах. К большому сожалению, крайне мало фото и видео материалов об этом рэке. Очень хочется показать его людям, когда на него опускались захватило дух от красоты...может так глубина действует...

Остальные наши погружения были расслабляющими, рифы, коралловые сады, рыбы, черепахи.
Как и было декларировано программу выполнили, вернулись в порт, по соседству с нашей пела и плясала польская дайверская яхта,вернее плясала, пел Макл Джексон.
Наши решили, что мы должны показать полякам кузькину мать , петь, плясать и «спасать» остатки алкоголя.
А уже скоро 9 мая.... и наши грянули, все патриотические песни, в каких вспомнили слова, все яхты в марине узнали что «Ленин такой молодой и юный Октябрь впереди», «про девушку с синим платочком» и про «Катюшу» куда же без неё!
В последнюю ночь перед вылетом домой не спал ни кто.
Закончилось ещё одно удивительное приключение,которое уже ни когда не повторится, первое погружение на Тистельгорм и на Розалли Моллер встреча с дельфинами, навсегда останутся ПЕРВЫМИ !
Но скоро подует осенний ветер и наша команда снова соберётся к дальним берегам на остров Новая Гвинея в заповедник Раджа Ампат в самое сердце кораллового треугольника, который является родиной 90% всех кораллов живущих в мировом океане.

Светлана Тибелиус

06.03.2012