Дайвинг на Комодо, драконы и сказки Пушкина

«Азия – это бронзовое зеркало, в которое смотрится весь остальной мир, и которое со временем накроет этот мир медным тазом».

После многочасового перелёта мы приземлились в аэропорту Бали, спешно получили местные визы по 25$ и устремились на встречу ароматной балйской бане которая начиналась как раз за дверями аэропорта и уже не покидала нас следующие две недели.
Наш первый пункт на Бали после 16 часов дороги был Hard rock hotel в Куте, место знаковое, кого из мировых знаменитостей здесь только не было, чему свидетельства здесь на каждом шагу, кто гитару забыл в отеле ,кто ботинки.
Разместились.
Смыли усталость с китайским налётом, полученным за три часа стыковки в аэропорту Гон-Конга и ….отправились по злачным местам Куты, наш путь начался в Hard rock hotel и закончился в Hard rock cafe мы сделали круг и согласились с русской народной пословицей «от добра добра не ищут».
Первое, что мы захотели увидеть на Бали был океан и он не разочаровал.
В районе Куты всемирно известная сёрферская тусовка, так как волны там очень достойного размера. Мы вышли на пляж, океан заворачивался в шикарные зелёные трубы, а народу на пляже было огромное множество и все созерцали сие зрелище.
Некоторые предприимчивые аборигены пытались что-нибудь продать туристам находящимся в блаженном состоянии единения со стихией.
Коммерция шла вяло, народные промыслы по силе воздействия на туристический мозг, явно не могли конкурировать с океаном.
Далее нас ждал весёлый ужин в Hard rock cafe, охарактеризовать успех этого мероприятия могу уже тем фактом, что к середине наших посиделок все официанты этого заведения, собрались около нашего стола и принимали активное участие в аттракционе «давай меняться» ,большой популярностью, неожиданно для них, пользовались разнообразные фирменные значки с надписями Hard Rock, которыми были богато декорированы наряды ,собственно, обслуживающего персонала. Наша настойчивая команда смогла изрядно их «общипать» и украситься трофейными значками.
После ужина мы вернулись в отель, вернее в холл отеля где «в живую» исполнялись мировые хиты, ловкие бармены виртуозно жонглировали бутылками, стаканами,кубиками льда, соломинками и котельными зонтиками, а многонациональная публика весело подпевала и аплодировала ловкости рук барменов и узнаваемости мелодий.
Дело было за полночь когда здравый смысл взял верх над весельем, утром нас ждал перелёт в заповедник Комодо и все приключения были ещё впереди.
Утро добрым не бывает!

В 6 утра в холле с трудом материализовались члены нашей команды ,которая собиралась уже сегодня нырять в заповеднике. В аэропорту нас ждали «комариные укусы» незатейливой государственной коммерции Индонезии , за перелёт на внутренних авиалиниях нам нужно было заплатить налог местными рупиями. Вылет в 7 утра, шансы найти работающий обменник стремились к нулю, местная валюта была с успехом спущена накануне вечером.
Но команда есть команда, вывернули карманы, наскребли, полетели, час и мы уже в следующей бане под названием Ламбуан Баджо
Выгрузились.
Стали ждать кто нас подберёт, наш дайв гид Джоуни англичанин родом из под Манчестера без труда опознал нас среди других прибывших этим же рейсом.
Автобусом до пристани, до яхты на моторке, которая в последствии каждый день увозила нас на встречу приключениям как подводным ,так и сухопутным.

Первым на яхте нас приветствовал... Пушкин, в ближайшую неделю он был нашим вторым гидом.
Пушкин получил свое русское имя в первый же день нашего пребывания на яхте из-за большого сходства с русским классиком.
Звать его стали кто просто Пушкин, кто дайвер Александр Сергеевич, он охотно отзывался на имя и фамилию великого русского писателя, травил байки про местные обычаи, думаю, на чего общего с реальностью не имевшие, чисто сказочник.
Яхта была типичной пиратской шхуной, правда посмотреть её с парусами нам не довелось, погода не способствовала ходу под парусом. Кают на яхте 6, всё обшито тиковым деревом, раковины в каютах выточены из вулканического камня,экзотично, но малофункционально.

Чек дайв нас сразу нас окунул в экстремальную реальность здешних вод. Течения, водовороты не позволили нам расслабиться в следующие 7 дней погружений в заповеднике. Нашу группу на чек дайве разметало двумя совершенно противоположными течениями в одном и том же месте. Позже на брифингах мы обвыклись со словами «течения сильные и очень сильные». Наш гид Джоуни сочинил свою шкалу силы течений «шкалу Джоуни», как ещё он мог её назвать? в ней он отразил течения по силе от 1 до 10 баллов, сразу скажу течения от одного до трёх баллов нам ни разу не встретились.
Самые милостивые к нам были течения были 4 и 5 баллов , а дальше начиналась «борьба за жизнь», забегая вперёд скажу, что мы испытали на себе и течения 10 баллов по «шкале Джоуни» - это был апофеоз нашей программы погружений в заповеднике Комодо дайв-сайт Cauldron.
Мы совершали по четыре погружения в день три в светлое время суток и одно ночное.
Благодаря сильным течениям в местных водах огромное количество различной тропической живности от нудебранков, до мант и рифовых акул по три метра длинной. Почти все погружения были с отрицательной плавучестью, нужно было камнем падать на дно и там закрепляться «как турок на колу», что бы не снесло , а потом по окончанию дайва, маневрируя между различными течениями и термоклинами, образующими не детские водовороты карабкаться на верх к солнцу. Здесь в одном месте течения двигаются в различных плоскостях и вынуждают, порой, по несколько минут висеть на крюках как шарики на верёвочках, пока восстановишь дыхание и поток мало-мало не успокоится.На второй день погружений в ход пошли все «дайверские гаджеты», ножи, перчатки,крюки, даже были покушения на вешалки, на которых сушились костюмы на яхте, но вешалки уцелели, решили обходиться подручными материалами, ракушками и камнями больших размеров. Перчатки были поделены между членами команды, по одной на брата или на сестру, голые руки обматывались банданами, все держались кучно.

Эти погружения сделали нас командой, «один за всех и все за одного», надёжное плечо, ласта и крюк товарища порой очень выручали, мы все следили за гидами, которые, особенно Пушкин ,казались повелителями течений, они безошибочно находили безопасные места где можно было сделать остановку перед всплытием. Наша программа была построена так, что мы с каждым погружением видели всё более захватывающие подводные перфомансы и постепенно подбирались к самым фантастическим дайв сайтам этого региона. Кристал рок и Кастл рок, изобилие жизни на этих сайтах просто потрясает воображение, мы посмотрели все самые значимые сайты Комодо и даже больше, чем обычно смотрят сафарийцы, последним было погружение на Cauldron.

В брифинге перед погружением наш гид назвал это погружение «весёлым дрифтом» только под водой мы поняли , что этот «весёлый дрифт» в больших кавычках.После погрузки, минут через 10 мы подплыли к участку воды который видно из далека, кажется, что вода на поверхности кипит, посмотрели и отплыли от этого места на некоторое расстояние, упали камнем, нас подхватило течение, всё начиналось как весёлый дрифт и вдруг, перед нами летящими на приличной скорости открылась полость в которой со дна поднимались песчаные торнадо и белоснежный песок летал как снег в сувенирном шаре...
Когда шедшие в авангарде «весёлого дрифта» упали в эту полость, мы поняли весь драматизм ситуации наши дайверы- мужчины крепкого телосложения, летали как бабочки, чего уж говорить про нас троих барышень. Все пытались хоть как-то закрепиться на дне или на коралловой стенке «сувенирного шара» и уже по твёрдой поверхности продвигаться к выходу из «кипящего котла». Разные мысли приходят в голову в такие моменты, например посещает сочувствие одежде в спиральной машине, особенно жалко носки, они такие маленькие и беззащитные перед таким безумным течением.
После погружения мы и назвали его «Стиральной машиной».

Самое удивительное, что в таких сложных условиях наши бесстрашные подводные операторы продолжали снимать, что бы теперь вернувшись домой и сидя на диване мы могли ещё раз вспоминать -как это было.
Честь и хвала нашим мужчинам,они самоотверженно помогали нам перебираться к безопасной воде, делились крепкими кораллами, местом на крюках и даже воздухом. После этого погружения, как ни парадоксально, большинство из нас захотело вернуться сюда ещё раз. Думаю по результатам сафари мы прошли ускоренную программу погружений для подводного спецназа и теперь можем выполнять секретные задания в сложных природных условиях.
В качестве бонуса в конце сафари мы совершили ещё одно погружение на Кастл рок, который мы назвали «телевизором». Там тоже приличное течение порядка 5-6 баллов по шкале Джоуни, опускаемся сразу на 20 метров, закрепляемся и наблюдаем за огромным количеством акул, белотипсовых и рифовых, они ходят совсем рядом, так близко, что можно поймать их взгляд. Здесь же огромные стаи травалли, это черные рыбы по метру длинной с доисторическим черепом, к слову сказать ,вкусные, мы таких парочку съели, их нам кок готовил на гриле.
Бонусные погружения мы получили в результате поломки нашей яхты команда не решилась с проблемами в двигателе штурмовать океан и идти на Бали.Мы приняли решение отправиться в Ламбуан Баджо и лететь самолётом, наша принимающая компания взяла на себя приобретение билетов и обнулила весь наш счёт за спиртное на борту, мы к их благородству отнеслись с пониманием, не мародёрствовали. В чаевых мы отразили своё отношение и понимание ситуации, скупиться не стали.
Кроме подводных у нас были ежедневные рейды на близ лежащие острова, на которых живут олени,обезьяны, летучие собаки и комодские драконы.
Конечно у нас была запланирована встреча с дракониами и двух часовой треккинг по национальному парку «Комодо» с целью увидеть этих ядовитых варанов.
Обитают вараны не только на острове Комодо, но и на соседнем небольшом островке Ринча, и на западной оконечности острова Флорес. Оказывается, небольшие водные преграды для драконов - не помеха. Они легко переплывают неширокие проливы и реки. Есть, правда, временной предел: варанус комодус может продержаться на воде не более 15 минут. Потом силы у него кончаются и он тонет. Так что зона их обитания уже тысячи лет ограничивается естественным образом. Выйти за ее границы драконы не могут.
Бегают они довольно шустро, но все же не так, как об этом говорят - всего километров 30 в час. Размеры комодских ящериц также весьма преувеличены. Обычно, видимо, чтобы произвести впечатление, называется верхний предел - три метра. Такие ящеры, действительно, встречаются, но редко. вараны которых мы видели гораздо меньших размеров - полтора-два метра. Зато при более тесном знакомстве выясняются другие интересные детали. Например, что маленькие дракончики легко лазают по деревьям. Так они добывают птичьи яйца и охотятся на птенцов. Но со временем, отяжелев, ящеры способность к лазанью утрачивают. В принципе большой дракон может справиться с человеком, но в последнее время смертельных случаев не было. Зубы являются самым страшным оружием доисторического чудовища. В слюне варана содержится около шестидесяти видов бактерий, которые, попадая в кровь укушенного, вызывают заражение и неминуемую смерть. Собственно, таким образом ящеры и охотятся на крупных животных - коров, буйволов, лошадей или свиней. И если буйволы еще могут отогнать врагов рогами, то у других копытных шансов практически нет. Драконы кусают их, а к этому моменту укушенные ранее умирают,такой получается круговорот еды в природе.
Наша же "историческая" встреча с варанами произошла несколькими днями раньше запланированного путешествия по национальному парку.

Ведомые любопытством мы высадились на пустынный пляж острова Ринча и решили осмотреться, как из кустов показались две головы похожие на змеиные только больше и с такими же раздвоенными языками, местные жители которые привезли нас на остров увидев это стремительно неслись к лодке, секундное замешательство и в появившихся на пляже гадах мы узнали знаменитых комодских драконов. Драконы идентифицировали нас как еду и и со всех кривых ног побежали, неестественно выворачивая суставы бежали к нам, незадачливым туристам.
Секунда... и мы последовали примеру аборигенов, но лодка была почти вся на берегу и её нужно было вытолкать в воду. На наше счастье был с нами истинный герой, который не побоялся остаться на берегу и толкать лодку в воду. Мы были спасены и только на пути к яхте мы осознали всю опасность этого приключения.
Вечером мы выслушали несколько захватывающих сказок Пушкина про драконов.
Одна из них, история как некоторые легкомысленные жёны в этих краях могут вместо ребёнка родить комодского дракона, который после рождения сразу на дерево заберётся, а как вырастет спуститься с дерева и сожрёт всю свою семью. Без малейшего родственного сожаления.

Была ещё красочная история про японскую туристку которая очень хотела драконов посмотреть и приманивала их рыбой, которую почему-то использовала совсем не по назначению... ну эта история не совсем приличная...
Пушкин рассказывал разные истории «за жизнь» на краю света.
Приготовление пищи у индонезийцев породило множество поверий о которых нам поведал Пушкин. Например, молодой девушке не рекомендуется петь во время готовки - иначе в мужья ей достанется старик. Какая связь не понятно...
Считается также, что от сильного жжения во рту после острой пищи можно избавиться путем многократного верчения тарелки, а чтобы избежать слез при чистке лука, достаточно пронзить ножом одну из луковиц.
Возможно ,это действует только в самой Индонезии , по приезду на Родину тыкала в луковицы и умывалась горючими слезами, вертеть тарелку не пробовала, думаю, успех будет аналогичный.
На Бали тарелку не вертела, а по-русски запивала всем что течёт, забыла, что мне Пушкин рассказывал, хотя он известный сказочник, мог и приврать , у него и кот по цепи ходит и русалка на ветвях сидит.
Жители Индонезии считают рис пищей богов и рассказывают различные легенды о его появлении на земле - так, по одной из них юноша, попавший на небо, принес от туда зерна риса в трещинах пяток.
Этот священный продукт нам регулярно подавали на яхте, но мы наслушавшись местных легенд мечтали о селёдке с картошкой, после того как мне рассказали про пятки желания поесть небесного риса категорически не прибавилось.
Запланированная встреча с варанами несколько разочаровала. Мы прибыли на лодке в национальный парк, записались в книге посетителей, заплатили пошлину за фотоаппараты и получили двух егерей с рогатинами в качестве сопровождающих.
В заповеднике чувствуют себя вараны превосходно и вымирать совершенно не собираются. За последнее время популяция их даже увеличилась и насчитывает теперь около трех тысяч ящериц. Причем на одну самку приходится два самца. Из-за этого в брачный период в июле-августе между самцами случаются ожесточенные побоища, приводящие к травмам и увечьям. В остальное время драконы сосуществуют друг с другом довольно мирно. О потомстве они никак не заботятся. Вылупившийся из яйца дракончик с самого начала целиком предоставлен самому себе. Может быть, именно по этой причине взрослые ящеры в дальнейшем предпочитают жить в одиночестве, подальше от соплеменников. Хотя некоторые из них и собираются иногда возле жилья егерей в ожидании подачек. На пути длинной в два часа нам попалось на глаза несколько вялых варанов, не сравнить с теми дикими, на которых мы нарвались на противоположной стороне острова.
Поскольку влажный и сухой сезоны следуют в строгом порядке, жизнь драконов состоит из чередования «праздников» и «постов» и накладывается на не менее важный для существования суточный цикл. Жару варан, как это ни странно, не переносит. Если температура тела ящера превысит 42,7 градусов Цельсия, он погибнет от теплового удара, поскольку не имеет потовых желез, обеспечивающих отвод излишнего тепла.

Молодые драконы — темно-серого цвета, с расположенными по всему телу красновато-оранжевыми кольцами, переходящими на хвосте в желтоватые поперечные полосы. С возрастом расцветка меняется, приобретая ровную темную окраску.

Один из членов нашей непотопляемой команды следом за нашим сафари поехал на следующее, с другой русской группой, во время повторного пешего путешествия по острову Ринча встретил Пушкина весело болтавшего с товарищами.
И вдруг, Пушкин его тоже узнал в группе русских туристов, замахал руками ,радостно приветствовал криками: « Russian, Russian, I am Pushkin!» Вся русская группа получила культурологический шок ,такого в Индонезии, в заповеднике «Комодо» ни кто не ожидал.
Ещё одно было занятное приключение, поездка на просмотр перелёта летучих собак к традиционному месту кормления. Среди архипелага есть один остров на котором живут летучие собаки в больших количествах, как вечереет они все, практически синхронно взлетают и перемещаются на соседний остров ужинать. Мы подплыли к назначенному времени к «собачьему острову» и стали ждать. Ждём -подождём, а собаки не летят..., вдруг, практически одновременно в воздух взлетела туча этих самых собак или лисиц,кому как больше нравится, летели они довольно низко, можно было разглядеть пушистые тушки и ушки.
Первая- подводная часть нашего путешествия закончилась, на Бали началась сухопутная. Вернувшись мы разместились на вилле с изумительной авторской мебелью плазменными панелями, каскадными бассейнами плавающими кувшинками, фонтанами и джакузи в ванных комнатах. На вилле 12 человек обслуживающего персонала, который улыбается и кланяется если даже совсем не понимает что ему сказали. Снимать виллу для такой большой компании как наша, было очень выгодно, вся эта роскошь обошлась дешевле чем отель 4*.
Вообще на Бали большое количество вилл которые сдаются, пока хозяева живут где-то в Европе или Австралии. Хозяева нашей виллы, итальянцы и всё на ней было итальянское. В меню повара было много итальянских блюд, мастерство повара выше всяких похвал, первый вечер на вилле мы заказали лобстеров,гулять так гулять.
На следующий день все разбрелись по интересам, а на Бали есть чем заняться. Школы серфинга, тарзанки, шопинг, массажи, рестораны, дайвнг вдоль побережья тоже очень достойный, но что доставило особый фан это аренда мокиков и рассекание на них по острову большой компанией имея в кармане из документов только дайверский сертификат, diver, driver разница в одну букву, не критично...
Фантастическое двухнедельное приключение обошлось в 80 000 рублей на человека, достаточно экономично и здорово.
Хотя, наверное, главное в путешествии это компания, а компания была отличная! Думаю, что на будущий год мы снова соберёмся на борту яхты и снова будут приключения, обязательно будут, а как же иначе?

Светлана Тибелиус

10.02.2012

Самолёт на Комодо, размером с наш як 42 ,только комфортнее

Брифинг

На погружения в полном составе

Прогулка по заповеднику

Вараны в заповеднике сытые и ленивые.

вараны

Кэлдрон, так выглядела схема во время брифинга.

Пушкин (повелитель течений)

Андрей

Игорь

Лёня

Джоуни (супер гид)

Ольга

Саша

Света

дизайн самоёта совершающего рейсы на Комодо